Главная > Статьи > Смартфоны. Тенденции и перспективы
27.3.2005

Смартфоны. Тенденции и перспективы

Модная ныне тема о скором исчезновении КПК как вида под натиском смартфонов и коммуникаторов в последнее время звучит все чаще, нередко принимаясь как аксиома. А между тем все не так просто.

На первый взгляд это будущее рынка КПК представляется довольно скромным. Данные мировых аналитиков показывают снижение темпов роста рынка КПК по сравнению с рынком смартфонов, источники расходятся лишь в оценке количественных показателей. Собственно, их сообщения и стали основой в чем-то даже панических оценок рынка.

Если говорить о России, то нельзя не отметить, что развитие рынка мобильных устройств можно рассматривать как часть более глобальной тенденции — конвергенции, взаимопроникновения ИТ-индустрии и традиционной потребительской электроники. В секторе традиционных КПК продажи растут и довольно бурно, сегодня даже возникает впечатление, что будучи много лет «небольшим, но перспективным» этот сегмент наконец начинает реализовывать свой потенциал. Не стоит на месте и рынок смартфонов, темпы роста там еще выше. Все это позволяет говорить если не о «буме», то о резком росте рынка по обоим направлениям. Напрашивается вывод, что сегодня мы наблюдаем процесс не стагнации рынка КПК и замены карманных компьютеров смартфонами, а изменение позиционирования основных товарных групп как таковых.

На рынке мобильных устройств можно выделить две тенденции. Первая — изменение структуры, становление новой конфигурации сегмента «мобильных вычислений», которая включала бы в себя как КПК, так и смартфоны (а возможно, и сверхкомпактные ноутбуки). Вторая — стирание границы между КПК и смартфонами. Здесь есть свои сложности, но они не столько рыночного, сколько технического характера, идеологически же этот рынок ближе к рынку традиционных КПК.

Непростая конвергенция

Особенность сегодняшнего состояния «карманного» рынка — это ИТ-рынок. Традиционные КПК долгое время оставались нишевым товаром, невысокие объемы продаж компенсировались относительно большой маржей. Но сегодня структура рынка изменилась, причем радикально. Его современное состояние характеризуется невысокой маржинальностью и при этом все еще «немассовыми» объемами сбыта. В сочетании с невысокой (относительно сотовых телефонов) скоростью обновления модельных рядов (в лучшем случае новые модели у большинства производителей появляются дважды в год), это означает, что, формируя политику закупок, продавец должен очень точно просчитывать перспективы практически каждой модели. Любой просчет тут чреват потерями.

В секторе смартфонов ситуация иная. Это рынок «сотовый», большинство его участников пришли с рынка мобильной связи, где небольшая маржа и большие объемы — норма. Скорость обновления модельных рядов высока. И поэтому стремительное развитие сектора смартфонов, связано не столько с тем, что потребители внезапно осознали плюсы таких устройств, сколько с естественными процессами смены модельных рядов у изготовителей сотовых телефонов. Поддерживать напряженный цикл обновления модельного ряда производителю «трубок» нужно в любом случае; и с недавнего времени в сегменте high-end начали появляться именно смартфоны.

Производители исчерпали возможности наращивания мощности телефонов в рамках традиционных платформ и вынуждены обратиться к наработкам создателей смартфонов. В авангарде идут два ведущих акционера консорциума Symbian: компании Nokia и Sony Ericsson, в меньшей степени Siemens. Процесс «смартфонизации» далеко не закончен, но можно не сомневаться, что за год-полтора именно смартфоны станут основой продуктовых линеек в сегменте high-end практически для всех производителей. Все это сопровождается агрессивной рекламой «сотовых» компаний на фоне практически отсутствующей (в России) рекламы КПК.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что после запуска смартфонов в массовое производство и в массовую продажу, они сразу же заняли очень хорошие позиции.

Но в действительности, сегодня потребительские аудитории смартфонов и КПК пересекаются весьма мало. Большинство покупателей смартфонов — клиенты сотовых салонов, причем как правило не имевшие КПК. Они приходят покупать «продвинутый телефон», нередко не догадываясь о его «смартфонной» природе. Достаточно часто встречается также ситуация, когда пользователь имеет и карманный компьютер и смартфон. Почему они покупаются и насколько пользователь задействует каждое из устройств — его личное дело, но с точки зрения рынка он вносит свой вклад в развитие обоих секторов.

Решения переходного периода

Именно различный подход к оснащению населения мобильными устройствами определяет сегодня развитие рынка. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что сложившееся сегодня мнение о противостоянии «смартфоны против КПК» — не более, чем издержки переходного периода, связанные с тем, что «айтишные» производители не имеют отработанных приемов работы с «сотовой» аудиторией и, напротив, «сотовики» не очень понимают, как работать с «айтишной». Но с финансовой точки зрения оба сектора одинаково интересны.

Попытки разрешить эту коллизию привели к созданию концепции коммуникатора, карманного ПК со встроенным адаптером сотовой связи. С одной стороны, большого распространения такие модели (RoverPC S1 и S2, palmOne Treo 600/650, HP iPAQ 6315, GSPDA XPlore G88, серия коммуникаторов i-Mate, отчасти — Sony Ericsson P800/900/910) не получили. С другой — некоторые модели, в частности i-Mate, пользуются устойчивым спросом несмотря на то, что официальных поставок этих коммуникаторов в Россию нет. Хотя коммуникаторы объединяют в себе плюсы и КПК, и смартфона (мобильный Интернет плюс крупный экран), с точки зрения потребителя у них есть и существенные недостатки. Прежде всего, это габариты и масса, довольно высокая цена и ряд чисто технических недоработок. Последнее, надо полагать, скоро будет исправлено, все же сейчас на рынке присутствуют первые поколения таких изделий. Так или иначе, сегодняшняя ситуация с коммуникаторами — наглядный пример, что успех в этом сегменте определяется не особенностями конструкции и даже не ценой «железки», а почти исключительно правильно выбранной идеологией развития и продвижения продукта.

Историческая перспектива

Следует ли воспринимать ситуацию, как признак скорой стагнации сегмента КПК? Все же, наверное, нет. Если попытаться спрогнозировать развитие мобильного сегмента в среднесрочной перспективе, то с большой вероятностью мы увидим картину, где традиционные КПК «откусят» небольшой сегмент у рынка сверхкомпактных ноутбуков, а смартфоны займут ряд традиционных ниш КПК.

Полное вытеснение карманных компьютеров представляется маловероятным и еще по одной причине. С точки зрения технических характеристик у смартфонов есть несколько существенных недостатков, прежде всего — небольшой экран.

Немного отвлекаясь от перипетий борьбы между смартфонами и КПК, отметим, что сегодня на рынке наблюдается активный рост сегмента разного рода мобильных решений. Прежде всего, это автоматизация мобильной торговли и сбора заказов, процессов мерчандайзинга, автоматизации складских работ. Преимущества КПК как терминала такой системы очевидны. В этом случае применение смартфонов не оправданно из-за отсутствия достаточно крупного экрана. Как следствие, в этом секторе КПК доминируют. (Узнать подробнее о системе автоматизации торговых представителей посредством КПК вы можете на сайте компании «Системные технологии»).

Но главное — на рынке есть место всем. Даже в России проникновение настольных ПК еще относительно невелико, разные источники указывают на цифры от 10 до 30%. Для мобильных ПК эта цифра ниже примерно на порядок, проникновение же карманных компьютеров и смартфонов по разным оценкам — десятые доли процента, особенно, когда речь идет о регионах. В условиях, когда еще не охвачена и сотая доля потенциально возможной покупательской аудитории, вряд ли стоит говорить о стагнации.

Новый комментарий

Метки:

Apple Axia BenQ BenQ-Siemens E-Ten Gigabyte Google HP HTC i-mate Kaspersky LG Linux Microsoft Motorola Motorola MPx220 Motorola Q NEC Nokia Nokia 3250 Nokia 9300 Nokia N-Gage Nokia N70 Nokia N93 Palm Palm OS Palm Treo Panasonic Qtek RoverPC Samsung Siemens Skype Sony Ericsson Symbian T-Mobile Toshiba WiMAX Windows Mobile 5.0 Браузер Премиум-смартфон Продажи Телефоны коммуникатор смартфон